ГБОУ Школа №947 Учебный корпус №8 Группа №6 Забавушки
Взаимодействие семьи и детского сада в условиях ФГОС ДОВзаимодействие семьи и детского сада в условиях ФГОС ДО Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования от « 17 » октября 2013 г. № 1155, который вступил в действие с 1 января 2014г., где прописаны требования по взаимодействию ДОУ с родителями. Если раньше педагоги ограничивались просвещением родителей, то теперь, как гласит ст. 44 ФЗ, «родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Что сегодня должны учитывать педагоги дошкольного образования в данном направлении работы в рамках реализации ФГОС ДО? Выход один – 1) включение родителей в целенаправленное образование своих детей наравне с детским садом, 2) изменение ценностного отношения сотрудников детского сада к семье. Цель педагогов – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Цели и задачи семьи и детского сада совпадают. Обе стороны желают по окончании детского сада получить одинаковый результат: здорового, смышленого, инициативного и морально адекватного ребенка, который сможет успешно продолжить свое образование в школе. В связи с этим возникает необходимость по иному взглянуть на проблему взаимодействия ДОУ с родителями с целью создания партнерских отношений «семья- детский сад» в совместном воспитании дошкольников. Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. В соответствии с ФГОС ДОУ обязано: • информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность; • -обеспечить открытость дошкольного образования; • -создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности; • -поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья; • -обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи; • -создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы. Задача детского сада •«повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. • При взаимодействии работы двух структур необходимо учитывать дифференцированный подход к каждой семье, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей. • – создать единое пространство • развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Цель педагогов • Задачи: Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повысить компетентность родителей (ФГОС) • Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника. • Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки между ДОУ и семьей. • Оказать помощь родителям в воспитании детей и активизировать их воспитательные умения, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях. Цели и задачи семьи и детского сада совпадают • Обе стороны желают по окончании детского сада получить одинаковый результат: здорового, смышленого, инициативного и морально адекватного ребенка, который сможет успешно продолжить свое образование в школе. Основные принципы партнёрства
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями (создание партнерских, доверительных отношений между родителями и воспитателем) 2. Индивидуальный подход (в ежедневном контакте воспитателя, когда родители приводят и забирают детей). 3.Динамичность (быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы). 4.Открытость (посещение родителями группы для того, чтобы они могли видеть, как и чем занимается их ребенок). 5. Сотрудничество, а не наставничество. ( Сотрудничество - это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать). 4 основных направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО 1.Познавательное направление 2. Информационно-аналитическое направление 3. Наглядно-информационное направление 4. Досуговое направление Познавательное направление- направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей
Это направление включает: • - общие, групповые собрания; • - консультации и индивидуальные беседы; • - выставки детских работ, поделок, изготовленные вместе с родителями. • - участие родителей в подготовке и проведении праздников, развлечений, досугов. • - совместные экскурсии, пешие прогулки, походы; • - открытые занятия ; • - мастер-класс; • - семинары. • Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают возможность видеть своего ребёнка в ситуации, отличной от семейной, • сравнивать его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенимать у педагога приёмы обучения и воспитательного воздействия. • - совместное создание предметно-развивающей среды; • - телефон доверия (номер заведующей, воспитателей есть у всех родителей) . • - утренние приветствия; • - семейные проекты. Информационно-аналитическое направление -
Помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть индивидуальные особенности. По данному направлению можно проводить: - анкетирование; - тестирование. - личные беседы Данные формы помогут правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей. Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Из анализа сведений о семьях детей видно, что воспитанники ДОУ из семей различного социального статуса, имеющие разный уровень образования. Данные сведения использовались при планировании организационно-педагогической работы с родителями для привлечения родителей к оказанию помощи учреждению, для определения перспектив развития детского сада. Важные моменты: - все материалы для ознакомления должны быть эстетически оформлены; - содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет; - оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы); - содержание предполагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей. Досуговое направление - призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Это направление самое привлекательное, востребованное, полезное. Праздники необходимо проводить не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы они знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества. Встречи с родителями на праздничных мероприятиях всегда мобилизуют, делают наши будни ярче, от этого растёт наша самооценка, как педагога, у родителей появляется удовлетворение от совместной работы и соответственно авторитет детского сада растет. • По данному направлению можно организовать: • - праздники, которые можно закончить чаепитием. • Воспитанием детей в основном занимаются мамы. В детский сад ходят тоже в основном они. • - развлечения; • - праздники • - празднование дней рождения; • - выставки; • -акции; • -конкурсы к традиционным праздникам; • -дни добрых дел. Вывод: Перспективы работы мы видим в поиске нового содержания работы с родителями, поскольку формы организации взаимодействия с семьей, как показывают результаты опросника и других проверок, в МБДОУ разнообразны, современны. 7 ноября 2016 в 20:44
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.